Слушатели курсов по интеллектуальной собственности оставили в вузах цифровые следы

За прошедший год почти 14 тыс. специалистов из разных регионов России прошли обучение по программам повышения квалификации в сфере интеллектуальной собственности. Обучение было полностью бесплатным и финансировалось из средств национальной программы «Цифровая экономика». Программы оказались полезны не только самим слушателям и их работодателям. Новые компетенции получили и вузы-участники проекта, научившиеся, например, работать с «цифровым следом».

Проект повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности стартовал в декабре 2019 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Вузы и учреждения дополнительного профессионального образования, отобранные Университетом 2035 по итогам открытого конкурса, сразу приступили к обучению слушателей. Поначалу формат был очным, но корректировки внесла пандемия: с весны курсы проводились дистанционно.

Интерес к теме интеллектуальной собственности высок не только у профессионалов, но и у широких слоев населения: люди готовы повышать уровень своих знаний и развивать необходимые компетенции, считает ректор Университета 2035 Нина Яныкина. По разным оценкам, нехватка в такого рода специалистах сегодня составляет от 170 до 300 тыс. человек, причем показатели разнятся в зависимости от региона (лидируют Москва, Санкт-Петербург, сырьевые, а также приграничные регионы в азиатской части страны). Чаще всего вакансии предлагаются на производстве, в образовании и науке, больше всего востребованы компетенции в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

В проекте повышения квалификации приняли участие ведущие вузы страны, в числе которых Федеральный институт промышленной собственности (он обучил больше всех — 4,5 тыс. человек), РЭУ имени Плеханова, НИТУ «МИСиС», Уральский федеральный университет и другие. Во многих случаях вузы учитывали специфику отраслей, где заняты их слушатели, и, например, на курсах в Свердловской области подбирали кейсы из опыта машиностроительных предприятий. Особый интерес к обучению проявили преподаватели из сферы профессионального и даже общего образования, которые составили 24% слушателей курсов в масштабах страны. Многие из них ведут дисциплины, так или иначе связанные с интеллектуальной собственностью, а некоторые просто озабочены защитой своих интеллектуальных продуктов.

По результатам опроса выпускников выяснилось, что более 40% из них по окончании программы применяют полученные знания и навыки в работе и по жизни, а некоторые связывают с освоением программы повышение по службе, переход на другую работу и рост доходов. Есть и такие, кто конкретных выгод пока не приобрел, но как минимум задумался о том, что интеллектуальная собственность подлежит правовой охране.

Как рассказала предпринимательница Екатерина Пинигина из Якутска, она и до курсов интересовалась разными аспектами регистрации товарных знаков, обращалась к специальной литературе и к интернет-поисковикам, но лишь благодаря общению с преподавателем и участию в деловой игре получила на свои вопросы исчерпывающие ответы. Евгений Филиппов из Сургута, обучавшийся в Университете «Иннополис», отметил, что благодаря курсам удалось решить часть проблем, которые возникли в ходе проверки его предприятия контрольно-надзорным органом: был изменен порядок управления нематериальными активами и их постановки на учет.

Управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Олег Подольский подчеркивает, что в проекте был использован подход к анализу качества образования с использованием цифрового следа. Такой «след», который также называют кибер-тенью, каждый слушатель оставлял в виде данных в цифровых системах на всех этапах своего обучения. Наличие цифрового следа, с одной стороны, позволяет корректировать программы, исходя из типичных затруднений или ошибок слушателей, с другой – индивидуализировать обучение, оценивая достижения каждого слушателя, и давать ему рекомендации в части дальнейшего совершенствования профессиональных навыков. Этому инструменту уделяет особое внимание Университет 2035.

Как рассказала ректор Межрегионального института дополнительного образования Елена Лабазнова, в ее институте был создан отдел, который сначала начал использовать цифровой след слушателей курсов повышения квалификации по вопросам интеллектуальной собственности, а затем переключился и на остальные программы (их более двухсот).

«Мы увидели в цифровом следе реальный инструмент отслеживания значимости, практической востребованности знаний и компетенций, которые получает слушатель, — подчеркивает Елена Лабазнова. – Кроме того, мы таким образом проверяем качество наших образовательных продуктов. Конечно, коллегам непросто работать с цифровым следом, но эффективность этого уже налицо. Мы формируем профили компетенций наших слушателей, рассказываем, как «прирастают» их компетенции, а это важно при поиске работы, при общении с работодателями».

Еще один результат реализации проекта в вузах, которые в нем участвовали, – рост спроса на их курсы по интеллектуальной собственности, но уже за рамками государственного финансирования, на коммерческой основе. В свою очередь, Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики планирует отслеживать дальнейшее использование выпускниками полученных компетенций. Это позволит понять, какие программы оказались максимально эффективны и что необходимо учесть при реализации подобных проектов в дальнейшем.

Автор публикации

не в сети 5 дней

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 314Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля