Алексей Кулаков: Время гибридов

Далеко не все технологии оправдывают возлагаемые на них надежды. Но когда они это делают — они способны изменить наш мир до неузнаваемости. О том, какие тренды определяют взаимодействие человека и цифрового мира, исчезнут ли холодильники и когда программы научатся предсказывать поведение человека, рассказывает известный UX-дизайнер, генеральный директор digital-продакшена JetStylе и директор по продукту издательского сервиса Ridero Алексей Кулаков.

Алексей Кулаков

— В цифровом мире есть несколько экосистем, динамика развития которых влияет на интерфейсную среду.

  1. Экология поисковой машины. Любой сайт лежит в «бассейне поиска». К нему, как по течению реки, пользователя приводит поисковая машина. Важный момент — когда мы думаем про интернет, мы его представляем как территорию. На мой взгляд, поток — гораздо более уместная метафора.
  2. Социальные сети. Они более инкапсулированы, сконцентрированы внутрь себя и стремятся быть замкнутым миром. Все потоки взаимодействий в них реализуются встроенными средствами.
  3. Мессенджеры. Они имеют свою специфику, свое влияние и свою инфраструктуру, которую создают для них в первую очередь Google, Microsoft, Apple, Amazon, а еще Xiaomi и Samsung.

Что же происходит с этими экосистемами? Какие изменения в цифровом ландшафте нам предстоят и как они влияют на нашу жизнь?

Тренд № 1. Конкуренция экологий IT-гигантов

Многое в жизни IT определяется конкуренцией за пользователя среди основных игроков рынка. Когда-то монополистом был Microsoft. Почти все, что происходило, существовало на их операционной системе, а в интернет мы ходили через их браузер. С тех пор слоев стало гораздо больше. Сегодня основные точки контроля примерно такие:

  • кто производит устройство,
  • кто разрабатывает операционную систему,
  • через чью программу мы совершаем большинство взаимодействий,
  • кто доставляет нам материальные объекты.

Каждый крупный игрок стремится замкнуть клиента внутри своей экологии (чтобы, попав во взаимодействие на одном из уровней, он там и оставался) и пользуется разными моделями:

  • модель Google построена с опорой на собственную поисковую машину. В России подобную модель реализует «Яндекс»;
  • модель Amazon — с опорой на магазин, при этом Amazon активно наступает на территорию поисковиков;
  • модель Apple — с опорой на устройства и операционную систему;
  • модель WeChat, в которой браузер выступает как суперприложение и фактически является основной инфраструктурой для всех взаимодействий.

Конкуренция останется острой и дальше, количество слоев будет расти, а структура элементов в них усложняться. Например, 15 лет назад достаточно было контролировать операционную систему. А лет через пять парк устройств на одного пользователя будет включать:

  • домашний терминал (и не факт, что это все еще будет десктоп),
  • телефон,
  • устройства носимой электроники,
  • VR и MR-устройства,
  • умный дом,
  • личный транспорт.

И это если не затрагивать сферу здоровья. Каждое из устройств важно не само по себе, а как часть единого, с точки зрения использующего их человека, опыта.

В этой связи возникает отдельный тренд, связанный с борьбой трех сил — государств, корпораций и сообществ IT-разработчиков. Законодательная практика и сетевые протоколы будут во многом определять, какие данные можно записывать и кто ими будет распоряжаться. Но пока сложно предсказать, чем тут закончится дело.

Тренд № 2. Интеграция человека с глобальным ритейлом, меняющая наш образ жизни

В связи с развитием персонального электротранспорта сильно изменилась логистика «последней мили», частично решилась проблема пробок и стало возможным доставлять грузы в пределах 15 минут в больших городах. Эту скорость доставки стали активно использовать такие компании, как Amazon, Яндекс и прочие.

В недалеком будущем фактор скорости сможет существенно повлиять на многие бытовые привычки людей — ведь нужный товар может оказаться у вас быстро и его не надо хранить или готовить дома. Когда люди окончательно привыкнут к такому образу жизни, возможно, из квартир исчезнут холодильники и даже кухни. В перспективе двух десятилетий, при условии надежной, быстрой и предсказуемой доставки, может кардинально поменяться сама концепция дома.

На этом фоне магазины начнут больше проникать в быт человека, то есть произойдет интеграция человека и глобального ритейла. Это достаточно большой тренд, который уже сейчас можно наблюдать в мегаполисах, например в Москве.

Тренд № 3. Дроны: все готово, кроме привычек и законов

Идея персонального электротранспорта и концепция мобильности человека в целом будет меняться в ближайшие 10 лет. До сих пор непонятно, появятся ли персональные авиадроны или дроны в пешеходной зоне и когда селф-драйвинг-машины станут обыденностью. Сейчас много скепсиса на эту тему, потому что такие изменения потребуют не столько технологического скачка, сколько пересмотра людских привычек, культуры и законодательства.

Вероятнее всего, в ближайшие 5 лет технологии будут для этого готовы, но непонятно, готово ли будет общество и разрешат ли это правительства. В этой отрасли нас ждет множество этических, экономических и социальных проблем, потому что на перемещении завязано очень и очень многое.

Тренд № 4. Усиление взаимопроникновения системы образования и бизнеса

Ради удовлетворения кадрового запроса рынка вузы все больше будут интегрироваться в образовательной практике с бизнесом, потому что бизнес заинтересован в том, чтобы выпускники вуза привычную ему среду уже попробовали. Но чтобы учить студента чему-то на практике, ему нужно обеспечить адекватное проектное окружение, но главное, доступ к квалифицированной обратной связи. В вузе эта роль называется «проектный наставник», и сегодня это колоссальный дефицит.

При этом, чем больше вуз уже взаимодействует с бизнесом, тем лучше он с этим барьером справляется — потому что может привлекать экспертов из бизнеса в качестве наставников для студентов и перенимать практику. Например, у JetStyle тесные связи с Институтом математики и компьютерных наук ТюмГУ и Институтом радиоэлектроники и информационных технологий – РтФ УрФУ, поскольку они выпускают разработчиков.

С другой стороны, бизнесу придется самому трансформировать свои процессы в образовательную логику. Чтобы сохранять специалиста, компания должна становиться образовательной по своей структуре и постоянно «подкармливать» сотрудника навыками. Особенно это касается компаний, которые работают в инновационной сфере.

Тренд № 5. Переход кастомной разработки цифровых продуктов в продюсирование

Новые сервисы заменяют собой целые типы производств. Например, для создания корпоративных сайтов программисты уже не особенно нужны — есть специальные конструкторы типа Tilda. Сегодня проектирование простых сайтов — это в первую очередь создание актуального контента, потому что вся техническая часть уже решена на уровне готового продукта. Достаточно одного грамотного UX-дизайнера. Замена индивидуальной разработки более дешевыми готовыми продуктами — постоянно действующий тренд практически в любой технологической области. То, что начинается с индивидуальной разработки, в начале требует больших ресурсов, но через некоторое время количество ролей, необходимых для реализации проекта, уменьшается.

С другой стороны, технологический ландшафт все время меняется — и инженерам приходится снова разрабатывать новые индивидуальные интеграционные решения. Для этого нужно постоянно поддерживать высокий уровень технологической экспертизы в областях, которые только что открылись.

В связи с этим можно обратить внимание на кривую Гартнера, которая хорошо отражает текущие ожидания рынка. Тут я должен предупредить, что не надо к ней относиться как к инструменту прогнозирования, но это хороший дайджест для старта самостоятельного изучения трендов.

Тренд № 6. Появление микшированной реальности

Еще одним глобальным трендом являются VR- и AR-технологии, а также возникновение на их пересечении микшированной реальности. Сегодня VR — это location based технология, то есть привязанная к месту. Чаще всего для ее использования необходимо прийти в какое-то конкретное место, где уже закуплены шлемы, устройства full body VR и т.п.

Например, у нас в JetStyle есть VR-тренажеры для монтажников 5G-сетей и логистов Huawei. В этом случае VR-технология позволяет существенно экономить на аренде вышек и организации командировок, но чтобы ее использовать, нужно прийти в офис, где установлено оборудование. Кстати, сейчас у нас несколько контрактов по переносу этого опыта на домашнее использование.

Если вы хотите сами попробовать VR — купите Oculus Quest. Это устройство уже многое изменило на рынке. Во-первых, ему не нужен компьютер — он просто надевается на голову. Во-вторых, чтобы в нем перемещаться, не нужен контроллер, можно ходить ногами, а не джойстиком, поэтому практически не ощущается сенсорный разрыв. В-третьих, у него четыре камеры и очень точно работает трекер, поэтому шлем может использовать ваши пальцы в качестве устройства ввода. И наконец, он дешевле флагмана iPhone почти вдвое. Все это делает его одним из самых перспективных устройств для домашнего использования.

Остается только один вопрос — с каким темпом такие устройства будут проникать в домохозяйства. Многие эксперты полагали, что во время эпидемии VR ускорит развитие. Дополнительным локальным триггером являлся релиз Half-life: Alyx. Однако этот продукт позволил увеличить продажи VR-шлемов лишь на 2%, что гораздо меньше рыночных ожиданий.

Есть целый ряд вызовов для VR-технологий, которые еще предстоит преодолеть. К примеру, у сегодняшних серийных устройств отсутствует тактильная обратная связь. (По этой причине в VR-играх так мало единоборств. Вы можете почувствовать, как ударили вас, но ничто не остановит вашу руку, когда попробуете ударить вы.) Дальнейший скачок в этом направлении произойдет, когда возникнет дешевое автономное устройство, которое можно будет без стеснения носить на улице. А главное — умеющее динамически строить 3D-модели объектов в поле зрения. Когда это случится, мы действительно познакомимся с микшированной реальностью — и вот тогда привычная нам среда работы с информацией изменится так же радикально, как изменился наш опыт при появлении интернета. Но, как всегда, культура и законы будут опаздывать за технологией.

Тренд № 7. Развитие предиктивного ввода

Я думаю, что через 10 лет основным устройством ввода будет предсказание машины о том, что собирался сделать человек. Это происходит уже сейчас, просто эти предсказания касаются очень конкретных ситуаций и затрагивают очень короткие временные отрезки, например, autosuggest. Но перспективы предсказательных возможностей машины гораздо шире — от маркетинговых решений до систем безопасности и прочего.

Сегодня, когда вы отдаете команду машине, вы почти всегда делаете это сознательно — печатаете на клавиатуре или проговариваете вслух. В мире, где машина научилась анализировать жесты, мимику, тон голоса и историю взаимодействия с человеком, самым быстрым способом ввода будет предсказание следующего шага пользователя — до того, как пользователь этот шаг начал делать. Это, кстати, приводит нас к сложной нравственной проблеме. Если мы сможем предсказывать поведение человека, то мы сможем и управлять им. Поэтому тут тоже будет много вопросов регулирования и реакции культуры на такой симбиоз.

Вместо вывода

XXI век — это век размытия границ, и не только государственных. Размывается граница между онлайн и офлайн. Размываются границы организаций и медиа. И даже больше — размываются границы того, что мы считаем личностью. Раньше мы уверенно могли сказать, что граница человека проходит по его коже или, в крайнем случае, по границе его одежды. А сейчас непонятно, где заканчивается наше «я». Например, мой профиль в сети — это совсем не я или уже немножечко я? А когда я ориентируюсь в пространстве, я использую Google-карты. Значит ли это, что Google — это часть моей памяти? У меня есть тезис, что мы все давно киборги, просто еще не заметили этого — «неинвазивные» киборги. И подобных «гибридных инстинктов» у нас будет все больше. Этот тренд начался довольно давно и будет только ускоряться.

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 330Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля