Артём Оганов: онлайн-образование решает важные задачи, но не заменяет традиционного

Смогут ли обучающие интернет-платформы вытеснить обычные школы? Убьют ли дилетанты-преподаватели онлайн-образование? Почему китайские студенты хотят учиться в России? И как связано развитие образования с деурбанизацией? Об этом в своих прогнозах рассказывает известный педагог, профессор Сколковского института науки и технологий (Сколтех), кристаллохимик и минералог, профессор РАН Артём Оганов.

Артем Оганов

Думаю, никого не надо убеждать, что образование — важнейший аспект нашей жизни, особенно в кризисные времена: его высокое качество резко повышает потенциал выживаемости общества. Даже если случится какая-то катастрофа, образованные люди смогут создавать новые технологии, строить заводы, восстанавливать мир из руин.

Образование может быть и прибыльным бизнесом. Один из ведущих интеллектуалов нынешнего времени сказал, что следующим «Google» станет именно компания из области просвещения, и этот прогноз кажется мне вероятным.

Свобода, равенство, онлайн

До начала коронавирусной эпидемии я очень скептически относился к идее онлайн-образования, ведь порядка 80 % информации передаётся от учителя к ученику невербально. К тому же есть обратная связь, которая очень важна для обеих сторон. Классические университеты дают возможность получать систематическое образование и обладают социализаторской функцией. В них складываются свои сообщества (студенческие братства), налаживаются важные контакты и так далее, которые потом помогают своим членам выстраивать карьеру, решать различные задачи: смотря на других и учась у них, мы становимся лучше.

В онлайн-образовании эти компоненты в значительной степени потеряны, и в силу этих причин я не очень доверял такому формату. Но, столкнувшись с ним во время пандемии, поменял своё отношение и сейчас считаю, что онлайн-образование, хоть оно и не заменит классического, должно занять свою нишу, где сможет решить важные задачи. Многие люди живут в удалённых регионах, где огромный дефицит хороших преподавателей. Более половины школ испытывают недостаток учителей, особенно по математике, без которой все естественные науки автоматически выпадают.

Онлайн-учёба даёт очень многим людям шанс. Кроме того, онлайн-образование предоставляет возможность оценить качество обучения. Посмотрев записи уроков или лекций, вы легко сможете составить представление о том, подходит ли вам данное учебное заведение или педагог. Это очень важно не только при выборе школы или вуза, но и для справедливого ранжирования специалистов в образовательной сфере.

Не вместо, но вместе

Не думаю, что дистанционное обучение вытеснит традиционное: вероятнее всего, оно займёт важную нишу, дополняя привычный всем нам формат. В России уже есть целый ряд компаний, которые занимаются разработкой и усовершенствованием технологий онлайн-обучения, так что в ближайшем будущем мы увидим удобные и современные образовательные сервисы. Еще лет 15 назад такие проекты были экзотикой, а сегодня уже существует множество платформ, начиная от интернет-курсов наподобие Coursera и заканчивая решениями, которые используют школы и университеты.

Глобалисты против глобализации

До сих пор образование интернационализировалось и глобализировалось. Если обратить внимание на любой крупный американский университет, мы увидим, что там много китайских, российских, индийских и европейских студентов. Похожая ситуация наблюдается и в университетах Европы. Кстати, можно вспомнить пример Советского Союза, в вузах которого учились молодые люди из разных стран — в особенности из Азии и Африки. Всё больше иностранных студентов и в китайских учебных заведениях.

С недавних пор мы видим противоположные и при этом достаточно мощные тенденции. В США уже в открытую обсуждается, что американские институты не должны зачислять китайских студентов на естественно-научные специальности: учиться философии — пожалуйста, а физике — нет. Если страна, которая всю свою историю выигрывала в соревновании под названием «глобализация», вдруг начинает закрывать границы — значит, она начинает проигрывать.

Пока непонятно, какой тренд победит — на национализацию или интернационализацию. Возможно, в будущем разделятся блоки, внутри которых будет высокая степень интернационализации — например, ШОС, НАТО и т. д. Это не очень радужная перспектива, и мы уже через такое проходили во времена прошлой холодной войны. Но сейчас такая перспектива выглядит как одна из наиболее вероятных траекторий развития нашего мира.

Задача трёх тел

Кстати говоря, трения между Америкой и Поднебесной вызывают любопытные последствия. Ещё несколько лет назад китайские студенты стремились в Штаты, а Россию вообще не рассматривали как страну, в которой можно учиться и работать. Но ситуация изменилась: сейчас это государство воспринимает РФ как более-менее равного партнёра, несмотря на разницу в численности населения, объёме экономики и рейтингах университетов. Российских учёных охотно приглашают в Китай работать, читать лекции студентам и аспирантам, там легко идут на сотрудничество. И мне кажется, у этого взаимодействия огромное будущее.

В деревню, в глушь, учиться

Многие предсказывают, что пандемия подстегнёт тенденцию на снижение концентрации людей в мегаполисах. Жизнь в перенаселённых городах не только некомфортна — она многократно увеличивает риск в эпоху пандемий. Насколько мне известно, в США эпидемия поразила именно бедные городские районы, где очень высокая плотность населения. И наоборот: люди, живущие в пригородах, особо не беспокоятся насчёт коронавируса. Люди не уезжают из мегаполисов потому, что там есть работа. Однако переход к частично или даже полностью удалённой занятости во многих профессиях всё больше становится реальностью. Компании экономят на аренде офисов, а люди ведут более здоровый и комфортный образ жизни, не тратя много времени на транспорт. Соответственно, изменится спрос и предложение в строительной сфере: произойдёт переориентация на малоэтажное частное жильё вместо «человеческих муравейников», к которым мы привыкли.

Автор публикации

не в сети 14 часов

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля