Электромобиль как неизбежность

Вы не сможете отказаться от них, но можете повлиять на их будущее

Когда вы планируете пересесть на электромобиль? Через несколько лет вам волей-неволей придется пересесть в электрифицированное авто, если, конечно, вы не фанатичный поклонник олдскульных машин. Аналитики Boston Consulting Group рассчитали, что уже через четыре года почти половина (точнее, 47%) всех продаваемых в мире легковых автомобилей будут полностью электрическими или гибридными. В России продажи электромобилей растут не так быстро, но процесс может быть ускорен властями, автопроизводителями – и лично вами (необязательно в качестве покупателя).

Зарядка электромобиля. Фото: Shutterstock

Еще лет десять назад электромобили казались причудой. «Неужели они возвращаются?», — задавались вопросом эксперты того же Boston Consulting Group. Первый электромобиль был создан в 1842-м году, за сорок лет до того, как Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах сконструировали свой двигатель внутреннего сгорания. В начале 1900-х электромобили уже пытались завоевать рынок, но проиграли машинам на бензине. Затем в 1990-х они попытались вернуться на волне интереса к экологии в Штатах, но снова не выдержали конкуренции и ушли с рынка.  

Нынешнее пришествие электромобилей – уже четвертое, но, похоже, теперь они пришли надолго. Рынок растет опережающими темпами. В прошлом году  Boston Consulting Group прогнозировали, что паритет в продажах между электрифицированными и обычными машинами будет достигнут к 2030-му году, теперь перенесли этот срок на пять лет раньше. По данным компании, с 2018 по 2020 годы доля электромобилей на мировом рынке выросла с 8 до 12%. При этом продажи гибридных авто и машин на аккумуляторах выросли за год на 2,2% в США, почти на 5% в Китае и на 9,3% в Евросоюзе. Продажи бензиновых легковушек рухнули на 36%, а дизельных – на 29%.    Российский парк электоавтомобилей за год вырос на 71%. В основном он состоит из Nissan Leaf, больше половины легковушек на электротяге ездят по дорогам Сибири и Дальнего Востока.

Развитие рынка подстегивают и протекционизм со стороны государства, и удешевление производства. Свои модели запускают уже не только традиционные автопроизводители. Xiaomi пообещал инвестировать 10 млрд долларов в создание своей линейки электромобилей. Схожие намерения у компаний Alibaba и Baidu. Ранее мы писали о разработках, ведущихся Apple.

Россия не входит в число лидеров рынка – но все шансы не отстать у нас есть. На АвтоВАЗе электромобили разрабатывали еще в советское время. Сегодня в арсенале завода легковушки Ellada (по сути, «Калина» с электродвигателем) и Vesta EV. По дорогам России бегает около сотни «Эллад», а вот электроВеста существует в единичном экземпляре.

Тольяттинская компания ZETTA объявила о финальной стадии разработки электрокара (небольшого электромобиля) City Modul. Вместо руля она будет управляться джойстиком. Производитель обещает, что цена не превысит 550 тыс. рублей. Месяц назад министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил, что серийное производство автомобиля начнется до конца этого года.  

Гораздо дороже, чем City Mobil – 58 тыс. долларов – будет стоить премиальный российский Monarch. Хотя ни один автомобиль еще не собран, уже открыт прием предзаказов. Производитель обещает выпустить не более 30 экземпляров, так что это, скорее, концепт-кар.

В отличие от премиального авто, бюджетный смарт-кроссовер «Кама-1» должен поступить в продажу уже в этом году. Осенью 2020-го машина на электрической тяге была представлена на выставке ВУЗПРОМЭКСПО-2020. Электомобиль был разработан Политехническим университетом Петра Великого из северной столицы в партнерстве с концерном КАМАЗ. Проектные работы велись в в центре компетенций «Новые производственные технологии» Национальной технологической инициативы (НТИ).

Пока Boston Consulting Group ожидает, что электромобили в России займут четверть рынка новых машин к 2035 году. Глава российского представительства Владислав Бутенко отметил, что процесс может быть ускорен. «Развитие сети зарядных станций, а также снижение ввозных налогов и налогов на владение на автомобили на электротяге могли бы подтолкнуть развитие этого сектора», — подчеркнул он. При этом эксперт особо отметил внимание к электротранспорту со стороны регионов: бесплатные парковки для электромобилей в Москве, планы по освобождению от транспортного налога со стороны дагестанских, башкирских, забайкальских, волгоградских и сахалинских властей. Такие шаги, по его мнению, «должны быть рассмотрены и максимально растиражированы по всей стране».

Развитие электромобилей важно не только с точки зрения экологии (тут вопрос дискуссионный, учитывая специфику производства). Автомобилестроение относится к отраслям, оказывающим мощный мультипликационный эффект для экономики. По оценке члена комитета Госдумы по экономической политике Альфии Когогиной, одно рабочее место в автопроме создает 10 рабочих мест в смежных отраслях. Здесь сходится продукция десятков отраслей, множество технологий, в том числе передовых.

Один из самых перспективных трендов в отрасли – развитие автономного транспорта. Беспилотные технологии и электродвигатель – вот идеальный образ автомобиля ближайшего будущего. Спрос на них, безусловно, будет, и он способен создать длинные технологические и производственные цепочки. Неудивительно, что разработка проектов в области высокоавтоматизированного электротранспорта станут одной из ключевых тем на образовательном интенсиве «Архипелаг 2021». Он пройдет с 21 июля по 10 августа в Великом Новгороде. Более тысячи команд пройдут быструю подготовку и разработают проекты развития новых высокотехнологичных проектов. Их решения помогут запустить драйверы опережающего развития для нашей экономики. Вы тоже можете присоединиться к «Архипелагу» — достаточно пройти диагностику на сайте http://a2121.ru и зарегистрироваться. Нейросеть и специалисты «Университета 20.35» подберут для вас оптимальную команду, в которой вам будет комфортно разрабатывать ваши идеи. Присоединяйтесь, найдите новых партнеров и единомышленников, внесите свой вклад в проектирование будущего нашей страны!

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля