Интервью: Чтобы число взлетов равнялось количеству посадок

Владелец дрона сильно рискует, запуская его даже в собственном дворе без разрешения на использование воздушного пространства. Между тем получить такое разрешение можно бесплатно и достаточно просто, рассказал директор Центра беспилотных технологий TerraDrones Василий Семянников.

Василий Семянников, фото из личного архива

— Какие категории клиентов приходят к вам на курсы внешних пилотов?

— Это совершенно разные люди, поскольку у нас имеется несколько программ подготовки. Есть профессиональные курсы, в рамках которых мы готовим пилотов для промышленных инспекций, выполнения каких-то сложных задач, связанных с использованием беспилотников. Здесь возрастная категория от 25 до 40 лет, иногда старше. К нам приходит много бывших военных, вышедших в отставку офицеров, которые хотят связать свою жизнь с беспилотниками. Также приходит большое количество представителей среднего класса (как правило, 80 % — это мужчины), которые тоже хотели бы изменить свой род деятельности и освоить новую профессию, за которой, как они считают, будущее. Человек может быть из любой сферы — это строители, геодезисты, энергетики, которые хотели бы попробовать применять в своей профессиональной деятельности беспилотники для решения определенных задач. Клиент может быть обычным свадебным фотографом, но как только он обретает новую компетенцию и начинает использовать беспилотники, повышается цена на его услуги и лояльность клиентов. То же происходит со строителями, энергетиками, с представителями многих других профессий.

Кроме того, у нас есть программы обучения, рассчитанные на пилотов-любителей. Это онлайн-курс подготовки, когда человеку, сидящему дома за компьютером, достаточно дистанционно изучить теорию безопасного полета.

— Какой документ получают люди, прошедшие у вас курсы?

— В Воздушном кодексе РФ написано, что сертификация внешних пилотов беспилотных авиационных систем массой менее 30 кг не требуется. Но если беспилотник свыше 30 кг, то у вас должно быть летное свидетельство. Чтобы его получить, необходимо пройти подготовку в авиационном учебном центре. Проблема в том, что на сегодняшний день Росавиация не утвердила ни одну программу подготовки для внешних пилотов беспилотников массой выше 30 кг. Поэтому формально такая норма есть, но фактически она неисполнима. Хотя закон этого и не требует, но, руководствуясь здравым смыслом, нужно понимать, что летающая техника до 30 кг тоже может представлять собой опасность и что она будет эффективна только в руках профессионалов. Мы не готовим пилотов, но учим специалистов, которые будут работать с беспилотной техникой. Основная наша цель в том, чтобы люди могли применять беспилотные решения для своих задач — производственных или частных. После прохождения одной из наших программ подготовки курсанты получают свидетельство оператора наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом. Это официальный документ от Минтруда.

— Меняется ли количество людей, приходящих к вам на курсы?

— Наш центр существует три года. Первый год активность была минимальной, нам приходилось объяснять людям, зачем им это нужно. А сейчас мы даже не справляемся с наплывом желающих пройти обучение. Проводим обучение в Москве и Екатеринбурге, причем всегда с аншлагом. К сожалению, пандемия коронавируса вмешалась в наши планы, но это временно.

— Основной род вашей деятельности — предоставление услуг по использованию дронов. За решением каких задач к вам обращаются чаще всего?

— Мы являемся небольшой компанией и специализируемся не на масштабных, а на локальных объектах. Заходим на какое-то промышленное предприятие либо строительный объект и оказываем там определенный спектр услуг: построение 3D-моделей, тепловизионный контроль и так далее. Работаем в основном в сфере энергетики (верховой осмотр, подсчет объемов древесно-кустарниковой растительности), также проводим обследование сложных инженерных сооружений (дымовые трубы, башенные градирни, факельное хозяйство).

— Случались ли инциденты с использованием беспилотников?

— У профессиональных компаний-эксплуатантов, для которых работа с дронами является основным бизнесом, таких проблем не возникает. Они прекрасно знают всю процедуру получения разрешений на использование воздушного пространства, умеют взаимодействовать с авиадиспетчерами. Очень часто инциденты происходят с пилотами-любителями, которые купили себе дрон за 100 тысяч рублей и пошли летать во двор. В этот момент мимо пролетает вертолет МЧС, засекает беспилотник — и все это принимает статус авиационного происшествия, которое расследует транспортная прокуратура.

У любителей есть стойкое убеждение, что получить разрешение на использование воздушного пространства сложно или вообще нереально. На самом деле ничего сложного во взаимодействии с органами, занимающимися организацией воздушного движения, нет. Это абсолютно бесплатная и стандартизированная форма, которую нужно просто один раз пройти и понять.

— Все чаще систему «Антидрон» используют негосударственные структуры и частные лица. Как вы решаете эту проблему?

— Просто на каждую систему «Антидрон» есть более хитрый дрон. С точки зрения эксплуатации для нас это не является существенной проблемой.

— А если кто-то бросит в беспилотник камень?

— Любые курсы подготовки мы начинаем с усвоения правил безопасного проведения полета. Первое, что необходимо сделать после взлета, — набрать высоту полета не ниже 50 м. А камень бросить на такую высоту уже не каждый сможет.

— В какой стадии сейчас законодательное оформление обязательного страхования ответственности внешних пилотов дронов (по типу автомобильного ОСАГО)?

— В 2017 году были приняты поправки в Воздушный кодекс РФ, посвященные в том числе использованию беспилотных воздушных судов. Там указано, что эксплуатанты и владельцы воздушных судов (как пилотируемых, так и беспилотных) обязаны страховать ответственность перед третьими лицами. То есть, по сути, норма по страхованию беспилотников существует уже три года, просто пока она не всеми соблюдается. На сегодняшний день есть три компании (Страховой дом ВСК, «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование»), которые разработали продукт по страхованию ответственности владельцев и эксплуатантов воздушных судов перед третьими лицами. Сейчас разрабатывается продукт по страхованию самого беспилотника, но здесь организации столкнулись с определенными сложностями, так как трудно определить, по какой именно причине упал дрон: осознанно ли внешний пилот врезался в какой-то объект и разбил аппарат, чтобы получить страховую премию, или же это произошло из-за отказа каких-то бортовых систем.

Хотите стать частью перспективного рынка AeroNet? Присоединяйтесь к цифровому сообществу рынка AeroNet НТИ здесь: https://nti2035.ru/nti_new/community

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля