Стратегия AeroNet – промежуточные итоги и изменения

Сергей Жуков, лидер (соруководитель) рабочей группы AeroNet Национальной технологической инициативы, кандидат технических наук

В мае 2021 г. завершается первая пятилетка Национальной технологической инициативы (НТИ). В ее рамках, наряду с другими направлениями, развивается и Аэронет – новая отрасль российской экономики, связанная с созданием беспилотных авиационных систем, «малых» космических транспортных систем и космических аппаратов, оказанием услуг на их основе, формированием элементов инфраструктуры. Общая численность компаний, входящих в сообщество Аэронет –немногим более 200. Оборот российского рынка услуг отрасли составляет около 10 млрд рублей, сопоставимая сумма приходится на НИОКР. В сумме это около 2% мирового рынка.

Первоначальная стратегия AeroNet и первые итоги

План мероприятий («дорожная карта») НТИ по направлению Аэронет, утвержденный Правительством РФ в 2016 г., представляет собой комплекс мероприятий, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства в интересах взаимоувязанного развития: российского рынка беспилотных авиационных систем (БАС), низкоорбитальных систем малых космических аппаратов (МКА), средств доставки в космическое пространство, сервисов и услуг на их основе; высококонкурентной на глобальных рынках национальной индустрии БАС, МКА и соответствующих технологий.

За 4 года мероприятия «дорожной карты» исполнены на две трети при бюджетном финансировании в 20% от бюджетного запроса (факт составил 2,5 млрд руб. выделенных бюджетных средств и 1 млрд руб. вне бюджета). Поддержаны 92 проекта (12 – по линии АО «РВК», 80 – в рамках конкурсов «Развитие НТИ» ФСИ). Направление, которому был отдан приоритет – дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ) и мониторинг.

Покрытие территории России высокоточными картами в рамках проектов НТИ составило 11,89 млн га. В Тульской области отснято и обработано данных на территории 2,57 млн га. В Татарстане и соседних субъектах РФ – 8,7 млн га. Созданы геопривязанные 3D-модели и ортофотопланы территории, в т. ч., более 10 тыс. населенных пунктов и садоводческих товариществ. Разработаны десятки сервисов, созданы два региональных геопортала, даны предложения по развитию законодательства.

«Тульский проект» стал самым масштабным в мире подобного рода, выполненным с помощью беспилотников. Проведено 3800 полетов, общий налет превысил 7000 часов и 500 тыс. км. До 30 беспилотных воздушных судов (БВС) летали одновременно!

В Татарстане, впервые в российской практике, совместно применены космосъемка, пилотируемая и беспилотная аэрофотосъемка (АФС), организованы обработка и сопряжение данных.

При поддержке Фонда содействия инновациям реализован эксперимент «АгроНТИ» в Белгородской области. Участниками стали 15 компаний НТИ – ЦентрПрограмСистем, Плаз (ГК Геоскан), ИнЭнерджи, Сибаналитприбор, Бозон, Гамаюн Аэро, АгроДозор, БелГАУ им. Горина и другие. Выполнен комплекс работ в агрохолдингах области. Сравнение данных аэросъёмки с картами пахотных земель на территории 51,3 тыс. га выявило 6500 участков земли, не задействованных в севообороте. Среди прочего, проведен мониторинги обработка трихограммой 1200 га кукурузы для борьбы с кукурузным мотыльком, озимой пшеницы против жука «кузьки». Обработка сельхозугодий с совместным применением БАС, КА и наземной техники продемонстрирована на World Skills Kazan 2019. Спутниковые координаты участков с неоднородными показателями индекса NDVI уточнены с помощью БАС и переданы на навесное оборудование трактора. Поле, трактор и БАС находились в Красноярском крае, а управление осуществлялось из Казани.

Компания TraiceAir, созданная предпринимателями из РФ, разделилась на две части. Одна работает в сегменте мониторинга объектов индустриального строительства в РФ (Skyeer), другая (с изначальным названием) – в мониторинге объектов жилищного строительства в Калифорнии и ряде других штатов на Западе США.

Инженеры МФТИ подготовили БВС вертолетного типа для ледовой разведки, провели тестовые полеты на Ямале, готовят зимние испытания на Белом море.

В России создаются грузовые беспилотники различной грузоподъёмности: вертолет ВРТ-300, самолет «Птеро», мультикоптер BRAERON и другие.

Программа развития беспилотных воздушных перевозок детально проработана в проекте «Тайга» (Томская область), выполненном нашими коллегами из Фонда перспективных исследований, а также в исследованиях Московского авиационного института, АО «Кронштадт» и АО УЗГА. Суборбитальная беспилотная система для космического туризма создается за средства частного инвестора силами ООО «Космокурс».

Успешно выполнен проект по созданию модульного конструктора БАС и учебно-методического комплекса на его основе (ООО «Коптер Экспресс Технологии»). Продукт применяется в школах, колледжах, ЦМИТ и учреждениях дополнительного образования детей.

Результаты проекта RUTM1 (головной исполнитель – АО АСТРА), при их успехе, позволят в автоматическом режиме выделять для беспилотников воздушное пространство, соблюдать безопасные интервалы между полетами и предупреждать конфликты в воздухе.

Проект «Полигон БАС» (АО Концерн МАНС) нацелен на создание цифровой и летной платформы, обеспечивающей ускоренную оценку соответствия БАС нормам летной годности и испытания БАС на этапе разработки.

В чем состоят изменения стратегии?

Полученный опыт позволил уточнить приоритеты стратегии Аэронет и «дорожную карту». Обновленная карта (для краткости ДК 2.0) проходит согласование в Правительстве. Для ее формирования понадобились 1,5 года новых исследований рынка и сотни встреч специалистов, в т. ч. форсайт-мероприятие, организованное АНО «Платформа НТИ».

Выделены три больших сегмента: «беспилотная авиация» («Аэро»), «коммерческая космонавтика» («Космос2.0»), «сервисы на основе геоинформационных технологий» («ГеоХаб»). Основу ДК 2.0 составляют комплексные интегрированные проекты (КИП), предусматривающие создание и вывод на рынок конкурентоспособных продуктов.

Сформирована программа разработки отсутствующих критических технологий и преодоления технологических барьеров. В сегменте Аэро сосредоточены авиационные работы и услуги, выполняемые при помощи БАС, а также разработка и производство БАС, бортового и наземного оборудования, полезных нагрузок. Упор делается на развитие беспилотной транспортной авиации.

КИП сегмента:

«Три по 200» – БВС с вертикальным взлетом и посадкой, массой полезной нагрузки до 200 кг, скоростью до 200 км/ч, дальностью до 200 км;

«Три по 500» – БВС (опционально управляемые воздушные суда) с вертикальным взлетом и посадкой, массой полезной нагрузки до 500 кг, скоростью до 500 км/ч, дальностью до 500 км;

 «Аэрогазель» – БВС (опционально управляемые воздушные суда) с укороченным взлетом и посадкой, массой полезной нагрузки до 1500 кг, скоростью до 650 км/ч, дальностью до 800-1500 км;

Сетевая логистическая компания (рабочее название– «ДронФлот») – национальный эксплуатант БАС, авиакомпания, оказывающая услуги и выполняющая авиационные работы широкого спектра;

 «Платформа» – платформенные решения в области наборов бортового оборудования, систем контроля, силовых установок и полезных нагрузок. Сегмент Космос 2.0 включает КИП «Услуга выведения на орбиту МКА массой до 250 кг».

Предусмотрены, в сотрудничестве с Роскосмосом, разработка и производство ракет-носителей сверхлегкого класса и орбитальных буксиров, а также серийной спутниковой платформы в классе малых спутников. В сегменте ГеоХаб учтена мировая тенденция перехода от «сырых» данных аэросъемки и ДЗЗ к платформенным решениям и сетевым сервисам.

В координации с Росреестром сформирован КИП «Цифровая платформа ситуационной осведомленности» с подсистемами: «Геоинформационное обеспечение (ГИО) полетов БАС»; «ГИО Умный город»; «ГИО Умное сельское хозяйство»; «ГИО центров ситуационной осведомлённости, включая обновляемые в режиме, близком к реальному времени, данные ДЗЗ»; «ГИО предиктивная аналитика». Работа ведется с учетом целей и задач Национальной программы «Цифровая экономика», программ «Единая электронная картографическая основа» (Росреестр) и «Цифровая земля» (Роскосмос).

На 2021-2025 гг. запланировано развитие системы подготовки кадров, работа с опорными университетами, формирование сети научных лабораторий, способных проводить исследования и формировать опережающий научно-технический задел. Развитие Аэронет невозможно без принятия свода нормативно-правовых актов, норм и правил, сертификационных и эксплуатационных требований.

Проект обновленной и расширенной дорожной карты Аэронет по законодательству проходит согласование в Правительстве. Запланировано, совместно с Минтрансом, Минпромторгом и Роскосмосом, развитие инфраструктуры интеграции БВС в общее воздушное пространство с пилотируемыми ВС, создание центров испытаний и сертификации БАС, формирование информационного связного поля, необходимого для управления полетами.

И, конечно, работа с обществом, формирование положительного образа Аэронет остается в центре нашего внимания. Технологии – людям, а не наоборот!

 www.nti-aeronet.ru  Фото: Геоскан, рабочая группа Аэронет НТИ

Оригинал статьи – на http://www.aviasouz.com/83.pdf

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля