Беспилотные аэротакси появятся в России в 2025-2030 гг — НТИ

27 января Платформа Национальной технологической инициативы провела первую конференцию серии “Технологический прорыв” “Летающее такси: кибербезопасность на земле и в воздухе”. В рамках нее участники и эксперты рынка обсудили текущие барьеры для запуска аэротакси и поделились своими оценками, когда и каким образом в России будут запущены первые беспилотные летающие автомобили.

Презентация первого в России летающего беспилотного такси компании-участника рынка “Аэронет” НТИ “Ховер” прошли в Москве 25 января. Дрон сопоставим по размерам с легковым автомобилем, может парковаться на автостоянке и заезжать в гаражи. С центральным сервером он “общается” по сети связи нового поколения 5G.

Первые коммерческие поездки беспилотных аэротакси будут запущены в России в 2025-2030 годах, к этому времени в стране, как ожидается, появятся не только промышленные прототипы летающих машин, но и защищающее пользователей и компании регулирование.  

“Эта технология приведет в конечном итоге к тому, что в мегаполисах появится новый вид транспорта — экологичный, эффективный и, наверное, единственный с точки зрения  того, что текущие транспортные магистрали уже перегружены и специалисты по транспорту даже не знают, что делать, кроме как переходить в третье измерение, то есть подниматься над дорогами, приходить в воздух и передвигаться именно там”, — отметил основатель и гендиректор компании “Ховер” Александр Атаманов.

“Всё сообщество Urban Air Mobility прогнозирует, что в 2025 году появятся только первые маршрутные перевозки, то есть какие-то определенные маршруты, достаточно скромные и достаточно безопасные. Мы ни в чём не уступаем нашим конкурентам, но мы двигаемся тем же темпом. Поэтому 2025 год для нас будет той самой точкой, с которой начнется отсчет новой эры мобильности”, — ожидает он.

Однако перед полноценным запуском аэротакси России необходимо решить четыре главных вопроса: этические проблемы, кибербезопасность, материальный вопрос и регуляторный.  На это у участников рынка есть примерно 10 лет, считает председатель Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при Госдуме РФ Артем Кольцов.

“Первый основной этический вопрос стоит не только перед воздушным транспортом, но и перед вообще беспилотниками. Это ответственность за нанесение ущерба: материального или телесного человеку. Кто вообще несет за это ответственность? До сих пор эта проблема не решена”, — рассказал он.

“Еще один вопрос — как и где размещать посадочные площадки, как обеспечить пассажиропоток. “Отличный вариант размещения площадки на крышах домов. И, конечно, один из самых важных вопросов — маршрутное такси воздушного транспорта. Я живу в Питере, и один их самых популярных маршрутов “Санкт-Петербург — аэропорт “Пулково”. Летать дронам около аэропорта строго-настрого запрещено, эти задачи тоже нужно будет решать в ближайшие годы”, — отметил эксперт.

“И для того, чтобы все вышеперечисленные проблемы нивелировать, необходимо законодательство в области беспилотного транспорта. При чём я говорю сейчас даже не о воздушном транспорте, а первых шагах в области регулирования беспилотного транспорта, каким образом описать процесс, чтобы инновация не вредила человеку, чтобы она была полезна экономике. Здесь поддержку оказывает законопроект об экспериментальных цифровых песочницах, экспериментальных правовых режимах в области цифровых инноваций”, — добавил он.

Пока дорожная карта по регулированию в этой области исполнена на 18%, однако закон об экспериментальных правовых режимах позволит внедрять новые правила применения и регулирования инновационных технологий, полагает генеральный директор Ассоциации AeroNext, член рабочей группы «Аэронет» Национальной технологической инициативы Глеб Бабинцев.

“Закон “Об экспериментальных правовых режимах” дает сразу огромное количество возможностей для участников рынка, например, предлагать регулятору изменения, а регулятор на основе нормативного обоснования поможет внедрять новые правила. Технологии также можно будет проверить на практике и спустя три года, — на такой срок максимальный режим может быть установлен, сделать выводы и применить эти выводы для общего регулирования”, — отметил он. 

По его словам, в ближайшее время появится закон-спутник, который будет представлять собой продолжение закона о регуляторных песочницах и укажет на статьи нормативных актов, которые могут быть изменены. Этот закон-спутник уже был одобрен правительством и в скором времени будет внесен в Госдуму.  “Мы считаем, что первый коммерческий рейс, легальный с покупкой билета, и с учетом отсутствия экипажа на борту, — это примерно 2030 год. Раньше мы и мир раньше вряд ли к этому придем”, — добавил он. 

Отвечая на вопрос об ответственности, Бабинцев предположил, что вероятнее всего, на начальном этапе для перевозки людей будет сформирован экипаж, который будет нести ответственность за полет, а в случае необходимости — возьмет на себя функции контроля местоположения БВС, удаленного управления. “В данном случае вопрос сценариев работы и развития этого рынка, сценариев применения этой техники на рынке, вопрос ответственности, вопрос регулирования — одна из главных задач, которую нам предстоит решить, проработать и предложить регулятору”, — добавил он.

Менеджер по развитию бизнеса Kaspersky OS Евгения Пономарева, в свою очередь, раскрыла основные киберугрозы для аэротакси. Она привела аналогии с беспилотными автомобилями: взломав  их “кибермозг” хакеры могут перехватить управление и создавать ДТП, например, направить машину в кювет.

“Новые технологии, помимо удобства, в том числе приносят и новые проблемы, киберпреступники эволюционируют вместе с системами, вместе с технологиями, которые сейчас развиваются, а зачастую они их просто-напросто опережают. Беспилотный автомобиль может получать данные со светофоров, может получать данные сенсоров, дорожной инфраструктуры. Злоумышленники могут перехватить защищенный канал, могут подменить прошивку и уже дальше перепрошить беспилотное транспортное средство, зашифровать автомобиль и дальше вымогать денег. В приложении такси и в приложении каршеринга содержится ваша персональная информация, данные ваших банковских карт и ее тоже могут взломать”, — предупредила она. 

“Наверное, для вас будет удивлением, но серьезной нормативной базы по кибербезопасности нет. Она сейчас будет выходить на уровне комиссии ООН наконец-то, документ очень серьезный, так как эти все атаки участились. Он говорит о том, что на этапе создания и проектирования любой системы вы уже должны проанализировать риски и угрозы для этой системы”, — добавила эксперт.

Директор регионального инжинирингового центра «СэйфНэт» НТИ, руководитель проекта «Технопарк Санкт-Петербурга» Денис Кувиков напомнил, что уже летом 2021 года пройдут первые пилотные испытания и будет проложена трасса квантовых коммуникаций “Москва — Санкт-Петербург”. “Это новый виток информационной безопасности, новый элемент и в новая парадигма построения архитектуры информационной безопасности, которая совсем недавно для нас была в будущем, а теперь она уже здесь То самое будущее пришло и стало настоящим”, — указал он.

“В квантовые коммуникации, следующее поколение телекоммуникации, вкладываются государства и крупные корпорации, и квантовые сети начинают строить в довольно больших масштабах, К примеру, в России партнерство компании РЖД, университета ИТМО и разработчика “Авантелеком” вылилось в то, что в 2021 году будет построена первая масштабная квантовая сеть между Петербургом и Москвой с порядка 20 промежуточных узлов, обеспечивающих безопасную передачу магистрального трафика между офисами РЖД и большими телекоммуникационными точками обмена трафиком”, — добавил директор компании «Финдинамика» Дмитрий Хан.

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля