Чистый транспорт в два приема

Воронежские студенты разработали уникальное устройство двойного действия для дезинфекции транспортных средств

С началом пандемии коронавирусной инфекции на транспорте появилась новая категория сотрудников – дезинфекторы. Они протирают салфетками, смоченными в антисептике, ручки и поручни, на конечных пунктах обрабатывают сиденья. Зачастую им приходится проходить между пассажиров. Ежедневно они рискуют своим здоровьем, передвигаясь – пусть даже в масках – среди множества людей. Они безусловно делают нужное дело, но оценить эффективность их работы сложно – она зависит как от личной добросовестности дезинфекторов, так и от заполненности салона (чем больше пассажиров – тем сложнее обрабатывать поверхности и тем чаще это нужно делать). При этом, по данным Роспотребнадзора, заражение коронавирусной инфекцией чаще всего происходит в общественном транспорте.

— Самые опасные места — там, где мы не можем находиться на социальной дистанции друг от друга. Чаще всего люди заражаются в транспорте, — заявила в ноябре глава Роспотребнадзора Анна Попова.

Возможно, новое устройство, разработанное в России, заменит людей-дезинфекторов в автобусах и трамваях, и решит проблему эпидемиологической безопасности на транспорте. Команда студентов из Студенческого центра исследований и разработок Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) разработали «Систему дезинфекции транспортных средств». Изготовленный ими облучатель-рециркулятор позволяет в условиях распространения коронавирусной инфекции сохранить безопасное пространство, используя общественный транспорт, каршеринг или личный автомобиль, путем очистки воздуха и поверхности салона транспортного средства. Проект был выполнен в рамках образовательного интенсива «Университета 2035» НТИ.

– Уникальность нашего решения в том, что это первая в России система, предназначенная для дезинфекции воздуха и поверхностей в салоне транспортного средства, – рассказал Директор офиса коммерциализации инновационных проектов и разработок ВГТУ Александр Сергеев.

По его словам, устройство имеет два режима работы. Первый – очистка воздуха в салоне, при этом допускается присутствие водителя и пассажиров. Облучатель-рециркулятор втягивает в себя воздух, очищает его и возвращает в салон. Второй режим – облучение ультрафиолетом поверхности поручней и сидений, убивая все болезнетворные микробы и вирусы на поверхностях. Если речь идет об общественном транспорте, то облучение можно делать в пустом салоне, когда трамвай или автобус находится на конечной остановке маршрута, либо на плановой стоянке. При этом прибор способен сам определять, есть ли в транспортном средстве люди. «Устройства для транспортных средств, которое бы объединяло в себе обе эти функции и обеспечивало бы тем самым двойную степень очистки (и воздуха, и поверхностей), сейчас в нашей стране нет», — подчеркивает Александр Сергеев.

По его словам, проводимые испытания подтверждают эффективность лабораторного образца облучателя-рециркулятора. После завершения работы с экспериментальной моделью планируется собрать демонстрационный образец, а затем разработать широкий модельный ряд устройств, обеспечивающих эффективную очистку салонов транспорта — как личного, так и общественного.

К прибору воронежских студентов уже проявили интерес местные транспортные компании, в том числе предприятия общественного транспорта. Поэтому внедрение облучателя-рециркулятора планируется начать, в первую очередь, в Воронежской области. Разработчики рассчитывают, что стоимость одного устройства в зависимости от комплектации будет начинаться от 50 тыс. рублей.

– Надеемся, что в перспективе эту разработку получится и коммерциализировать. Но совершенно понятно, что силами студенческого сообщества невозможно выйти на серийное производство. Поэтому рассчитываем, что найдутся индустриальные партнеры, которые окажут нам в этом содействие, – отметил Александр Сергеев. – В настоящее время мы активно прорабатываем вопрос сертификации устройства. К сожалению, этот процесс не быстрый по нашим российским нормативным актам, но мы движемся в этом направлении. Также занимаемся оформлением патента, чтобы закрепить за собой право интеллектуальной собственности. Кроме того, проводим оценку потенциальной емкости рынка, поскольку объем производства будет зависеть от спроса на данный вид продукции. Очевидно, что это весь общественный транспорт Российской Федерации, а может быть, и не только нашей страны.

Воронежский государственный технический университет — опорный университет Воронежской области, являющийся современным научно-образовательным, инновационно-технологическим центром, обеспечивающим подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для промышленных и строительных предприятий и организаций региона. Общая численность студентов (по всем формам обучения) составляет более 20 тыс. человек. Студенческий центр исследований и разработок – структурное подразделение ВГТУ, где самые талантливые молодые инженеры вуза воплощают свои замыслы.

По данным на 17 ноября, в мире официально подтверждено свыше 55,1 млн случаев заражения COVID-19, погибших от новой коронавирусной инфекции – около 1 млн 330 тыс. В России – 1 млн 970 тыс. зараженных и 33,9 тыс. погибших.

Автор публикации

не в сети 2 месяца

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля