Дронопорты — наше будущее и новый серьезный рынок. Что о нем известно?

Беспилотники теперь повсюду. Они занимаются аэросъемкой, участвуют в поисково-спасательных операциях, охраняют закрытые объекты и территории, доставляют грузы. Их стало настолько много, что пришло время строить аэропорты для дронов. Это будущий огромный рынок, без которого многим сферам бизнеса скоро нельзя будет обойтись.

Если у нас много беспилотников, то им нужно где-то взлетать и приземляться. Братья Райт проводили первые полеты над обычным полем, им были не нужны аэродромы. Но авиация развивалась, появилось большое количество разных самолетов, вертолетов и их маршрутов. Соответственно, понадобились специальные оборудованные места, где они могли бы спокойно взлетать и приземляться — аэропорты.Та же история происходит сейчас и с беспилотниками, поскольку для них находится все больше и больше работы, особенно в корпоративном секторе.

Дроны уже использует крупный корпоративный сектор, нефтегазовые и энергетические компании, охранные предприятия и многие другие. Но дело не только в необходимости дронопортов для конкретных компаний.

Беспилотники играют большую роль в освоении и заселении территорий, которыми занимаются абсолютно все государства. Например, дроны упрощают аэросъемку территорий, которую раньше проводили с самолетов.

Беспилотники эту же задачу выполняют в 100 раз дешевле. “Геоскан», к примеру, поставляет беспилотники для аэросъемки в многие страны. Есть и другой пример — контроль строительства объектов, чтобы из офиса могли контролировать ход работы — на объект летает дрон.

Дронопорты похожи на аэропорты, но без людей

Дронопорт представляет собой взлетно-посадочную платформу. Она должна обеспечить полностью автономный прием и базирование беспилотных воздушных судов, обслуживать воздушные перевозки, служить базовой площадкой при выполнении авиационных работ и так далее.

Помимо взлетно-посадочной площадки в дронопортах обязательно должен быть ангар для размещения беспилотников. В нем будет доступна перезарядка аккумуляторов, техническое обслуживание и другие опции.

Ангар должен вмещать транспортные контейнеры для их обработки и перегрузки на другие типы беспилотников (аэро, авто, морские). Да, дронопорты работают не только с воздушными беспилотниками. Например, можно установить терминал для беспилотников на въезде в коттеджный поселок. Он будет принимать дроны с грузом, а дальше грузы по домам будут развозить небольшие наземные дроны. Такие наземные машинки уже тестирует “Яндекс” в Москве.

По идее дронопорты можно возводить на любой местности, в том числе на неподготовленных площадках. Они проектируются так, чтобы защищать беспилотники и грузовые контейнеры от атмосферных осадков. Дронопорт обязательно имеет доступ к сетям связи, а также охранную сигнализацию с выводом сигнала на пульт служб безопасности, чтобы никто не пытался его взломать и повредить дроны и посылки.

Живой персонал в дронопортах не предусмотрен — все будет построено на автоматике. Все системы автономные, человек им не нужен. А на случай сбоев и поломок предусмотрено удаленное подключение и контроль, видеонаблюдение, а также системы сигнализации и безопасности.

Наверняка вы уже вообразили себе огромный светящийся комплекс и тысячи дронов. Но на самом деле дронопорты будут совсем небольшими.

Самая маленькая возможная платформа может занимать всего 1 м.кв, также могут быть варианты побольше — 3х3 м, 10х10 м.

В перспективе это целые комплексы с отдельной взлетно-посадочной полосой, и площадь таких комплексов уже может составлять несколько гектаров”, — прогнозирует Максим Томских, глава компании DRONESHUB.

Какими бывают дронопорты

Как и в случае с аэропортами это могут быть как крупные транспортные узлы, так и небольшие терминалы только для получения или отправки груза:

  • Универсальный дронопорт (похож на аэропорт больше других). Он предназначен для автономного приема, отправки, базирования беспилотников и обслуживания перевозок, авиационных работ и др. Такой дронопорт имеет платформу для взлета и посадки, грузовой терминал, наземные сооружения и нужное оборудование.
  • Пользовательский терминал. Он предназначен только для приема и отправки грузов, обслуживания коптеров там не будет. По сути это очень технологичный почтовый ящик.
  • Стационарный пункт. Это техническая платформа для постоянного или временного базирования беспилотников, которые выполняют аэросъемку, охраняют разные объекты и патрулируют территории. Грузовые дроны сюда не допускаются.

Пропускная способность у каждого типа дронопортов разная. На стационарных пунктах постоянно находится 1-2 дрона. “В больших транспортно-логистических хабах пропускная способность за сутки может быть и под сотню”, — объясняет Максим Томских.

Цена вопроса

Постройка и техподдержка дронопорта стоит от нескольких сотен тысяч рублей до 100 млн. Цена зависит от типа. Совсем маленькие терминалы, рассчитанные только на прием груза, будут стоить от 300 000 рублей, и дальше по нарастающей, в зависимости от задачи.

Почему дронопорты понадобятся всем

В первую очередь они нужны компаниям, которые уже используют дроны в работе или скоро будут их использовать. Это компании нефтегазового сектора, энергетики, охранные предприятия, горнодобывающие, крупные девелоперы, торговые сети, логистические компании, складские комплексы и др. Количество используемой беспилотной техники уверенно растет, и наступает пора задуматься о платформах для ее базирования и обслуживания.

Несмотря на то, что дронопорты предназначены для решения задач бизнеса — обычный пользователь, который захочет получать посылки прямо в свой загородный дом — тоже может поставить себе такой терминал.

Дронопорты универсальны, они могут работать с разными типами дронов. Это открывает доступ на рынок автономных логистических систем большому количеству разработчиков и компаний. Они смогут предлагать заказчикам комплексные технические решения, а не только транспорт без наземной инфраструктуры.

В России дронопортами занимается уже несколько компаний, которые стоят у истоков этого сегмента в НТИ. Например, это Институт им. Н.Е. Жуковского, «COEX», «ССВ», «DRONESHUB», «ГК Gaskar Group». За рубежом интерес к дронопортам проявляют компании, разрабатывающие решения доставки «последней мили»: DHL, Amazon, WalMart и другие крупные ритейлеры.

Какие дронопорты построены и уже работают

Несмотря на кажущуюся фантастичность, дронопорты – уже реальность. Существуют стационарные пункты, на которых базируются дроны, занимающиеся локальным мониторингом. Такие пункты уже стали обычным делом для девелоперов, застраивающих крупные объекты и большие территории, для компаний нефтегазового сектора. Дроны производят геосъемку, мониторинг хода строительства, наблюдают за безопасностью, патрулируют территории.

В будущем девелоперы будут по умолчанию встраивать такие платформы в каждое строящееся и существующее здание.

Удаленные объекты – коттеджные поселки, места проведения строительных работ, агросектор – будут оснащать специализированными платформами и терминалами, узловыми хабами. Они будут принимать беспилотники, обрабатывать грузы и так далее.

“Уже сейчас идет активная проработка комплексных решений, позволяющих обеспечить полностью автономную доставку грузов, с использованием беспилотников различного типа, — говорит Томских. — Например, Уральский завод гражданской авиации разрабатывает проект по доставке почтовых отправлений с помощью беспилотных систем. Цель проекта — строительство инфраструктуры для гражданской отрасли беспилотной авиации, сети региональных аэродромов”.

Логистика будущего

Инженеры вместе с логистами уже думают над новыми концепциями доставки грузов: это автоматическое построение и выполнение маршрута на основе уникальных ID каждого пользователя, каждого беспилотника, каждого груза и каждой операции в транспортно-логистической сети; формирование разветвленной сети дронопортов, каждый из которых имеет свою адресацию и возможность автономной обработки грузов.

По сути это объединяет всех и вся в одну систему, чтобы получение и отправление посылок стало простым. Как отправка электронных писем — вы не задумываетесь о том, какими путями ваше сообщение доходит до получателя, и где он в этот момент находится — в офисе, или в заграничной командировке. Оно просто приходит. Точно такой же будет и логистика будущего.

Особенность концепции в том, что физический адрес становится уже не важен. Достаточно указать свой ID, и система автоматически рассчитает, тарифицирует маршрут и доставит груз, где бы ни находился получатель, даже если он в движении.

Над таким решением, например, трудятся в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» и в DRONESHUB.

Новый большой рынок

По предварительным оценкам рабочей группы, которые были сделаны в рамках форсайта, объем рынка дронопортов составит около 40 млрд рублей к 2026-2028 году. Для сравнения, столько же составляет объем рынка онлайн-доставки продуктов.

Рабочая группа «АэроНекст» в НТИ 2.0 уже работает над тем, без чего дронопорты не смогут функционировать — над отраслевыми стандартами и протоколами взаимодействия наземных систем автономного приема и сопровождения беспилотников, обработки грузов.

“Компании, ведущие в данный момент в РФ разработки в этом направлении, изначально ориентируются не только на российский рынок, но и на зарубежный – существующие наработки позволяют на это рассчитывать”, — говорит Максим Томских.

Что еще предстоит сделать

В ближайших планах — разработка комплекса технических решений для дронопортов:

  • установка на неподготовленной местности, на промышленных и гражданских зданиях, на удаленных объектах для мониторинга хода работ, в коттеджных поселках, на остановочных комплексах общественного транспорта
  • дронопорты водного базирования (как часть инфраструктуры логистических хабов для перегрузки на воздушные беспилотники)
  • дронопорты для сложных условий эксплуатации, арктического климата и так далее.

Текст подготовлен при участии компании DRONESHUB, участника РГ AeroNet, НТИ 2.0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 330Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля