Интервью: Как вывести рынок беспилотной авиации из-под «колпака»

Что меняет мировую авиацию и создает конкурентные преимущества для беспилотников, что требуется в первую очередь для развития рынка – об этом рассказывает генеральный директор Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем Глеб Бабинцев.

— Почему во всем мире беспилотная авиация считается одним из наиболее перспективных направлений для инвестиций?

– Среди десятков важнейших трендов, меняющих мировую авиацию, я выделю два глобальных. Во-первых, масштабная цифровизация индустриальных процессов. Количество подключенных к интернету устройств перевалило за 23 миллиарда и продолжает расти. Современная индустрия требует быстрых и точных цифровых данных, в том числе геопространственных. Космическое зондирование и съемка с пилотируемых воздушных судов целесообразны, если точностью цифровых данных можно поступиться, на снимках огромных территорий. Гибкий и простой в использовании беспилотник даже при небольших размерах способен облетать огромные площади, получая данные с недоступной для других видов съемки точностью и детализацией. На десятилетия вперед БВС будут главным источником самых точных геоданных для кадастра, сельского хозяйства, геодезии, строительства и других. Мы можем собирать и привозить заказчику огромный объем данных, который не под силу перевезти даже пилотируемому воздушному судну.

Во-вторых, миграции. Население планеты все больше перемещается. Около 3,5% людей ежегодно меняют гражданство ради новой работы. Внутренние миграции достигают 10-15% в разных странах, включая Россию. Но главное, люди не просто переезжают и оседают – они начинают перемещаться перманентно. Люди начинают учиться, работать, покупать, продавать в постоянном движении. Это колоссально изменит многое, в том числе товарную логистику во всем мире. Новую логистическую реальность не воплотить пешими или авто-курьерами. Это вызов и перспектива для перевозок с помощью беспилотной авиации. Львиную долю рынка перевозок заберут БВС, способные перевозить относительно небольшие грузы от 1 до 150 – 200 кг. Таких логистических систем, включающих БВС, автономные грузовые терминалы, умную тару, управляющие процессом цифровые платформы пока нет, но они скоро появятся. У России в этом сегменте есть огромный шанс совершить технологический рывок.

Обеспилочивание тяжелой транспортной авиации диктуется совсем другими трендами.  Такие БВС будут использоваться совсем по иным сценариям. Проекты в этом направлении необходимо очень тщательно просчитывать, иначе есть риск безрезультатно потерять огромные деньги.

Курс на миниатюризацию и автономность

— Какие возможности для коммерческого применения предоставляют беспилотные авиационные системы?

— Как и любые воздушные судна, беспилотные будет использоваться во всех областях, которые связаны с получением данных, перевозкой грузов или людей. При этом потенциальные возможности беспилотной авиации шире, чем пилотируемой, в силу отсутствия на борту экипажа. Не требуются средства спасения – значит, можно уменьшить габариты и массу воздушного судна, использовать его в более экстремальных сценариях и для решения более продолжительных задач.

Миниатюризация электроники, двигателей, источников питания приводит к тому, что беспилотники становятся всё меньше по массе и размерам, но всё шире по способностям.

Существенное преимущество БВС — гибкость использования. Они готовы к полету фактически из коробки. Беспилотник не знает усталости и может работать круглосуточно. Есть фактор усталости внешнего экипажа, но еще год-два, и регулярные задачи будут выполняться со станций автономного базирования, на которых автономно будет вестись зарядка батарей или дозаправка топливом, предполетная диагностика, получение полетного задания и т.д. Большинство коммерческих беспилотников (как вертолетного, так и самолетного типов) способны взлетать практически с любой площадки.  

В каких направлениях бизнеса, на ваш взгляд, использование беспилотников наиболее эффективно?

— Таких направлений десятки. Прежде всего, это все отрасли, где требуются получение геопространственных данных. Это агросектор, строительство, нефтегазовый комплекс, энергосетевое хозяйство, сфера охраны окружающей среды. В ближайшей перспективе – почтовая доставка, перевозка товаров для ритейла. Сегодня для этого задействованы курьеры и автотранспорт, но доставка беспилотником позволяет существенно сократить время (пока не стоимость, хотя в перспективе и она сократится). Уже сегодня беспилотники применяются в геодезии, картографии, лесоустройстве, строительстве, нефтегазовом и энергосетевом секторе. БВС идеальный носитель оборудования для аэромагнитной разведки, он незаменим в маркшейдерии и многих других сферах. В ходе форсайта НТИ мы выделили 24 основных направления использования, но БВС будут применяться еще шире.

Инфраструктура для использования беспилотников совсем не нужна?

— Всем воздушным судам необходима навигационная информация, связь, воздушная обстановка. Для этого инфраструктура необходима, вопрос, какая. Что-то мы получаем со спутников, что-то можем получать с земли или обеспечивать сами, без дорогостоящей и уязвимой наземной инфраструктуры, при этом гораздо более защищенными от кибератак средствами. Будущее за самоорганизующимися интеллектуальными сетями, в которые будут связаны все воздушные суда и некоторое количество наземных ретрансляторов. Это обеспечит неубиваемость системы, вывод из строя одного узла не нарушит работу всей сети.

Мы должны обеспечить максимальный уровень безопасности и для подвижных, и для неподвижных объектов. К сожалению, происходит много случаев столкновения даже пилотируемых воздушных судов, или их столкновений с препятствиями.

Отдельно стоит сказать про наземные БВС-терминалы. Сегодня идет большой запрос на автономность использования беспилотников, когда аппарат может находиться на некой станции базирования и взлетать по команде извне без присутствия экипажа для проведения регулярного мониторинга каких-то линейных объектов. В перспективе логистические системы будут устроены таким же образом, когда на автономных терминалах происходит загрузка-разгрузка, подзарядка опять же без участия человека.

В нашей стране есть множество труднодоступных мест, огромные пространства, протяженные дороги и трубопроводы – казалось бы, идеальная среда для применения дронов. Что сдерживает развитие этого рынка?

— Основная проблема сегодня заключается не в отсутствии инфраструктуры, а в недостатке нормативной базы, сертифицированных технологий и оборудования. Они должны обеспечивать безопасное сосуществование разных видов авиации в неконтролируемом воздушном пространстве. Сейчас все беспилотники летают только по разрешению в специально закрываемом воздушном пространстве. Рынок живет «под колпаком». Но даже в такой изоляции сегодня имеются очень высокие риски сближения БВС с пилотируемыми воздушными судами, это первый из двух главнейших факторов торможения.

Вторая системная проблема – низкая скорость ввода геопространственных данных в коммерческий оборот. Сегодня почти 100% российского рынка беспилотной авиации связано с получением и обработкой геопространственных данных. Национальная безопасность и секретность геоданных – это очень важно, но процедуры контрольных просмотров настолько архаичны, что просто не могут справиться с объемом данных. Если уж мы говорим о цифровой экономике, то нужно срочно оцифровывать обработку таких данных и рассекречивание. Тогда без снижения уровня защищенности этих данных они смогут вводиться в коммерческий оборот не за два месяца, а за две минуты. У нас есть конкретные решения, нужна лишь высокая политическая воля.  

Сильная начинка

Как обстоят дела с импортозамещением?

— У нас сегодня практически все серьезные компании ведут деятельность на БАС российского производства. Многое мы отлично умеем делать в России. Это и композиционные материалы, из которых создается несущая конструкция воздушного судна, это всевозможная бортовая мехатроника. Самое сложное и важное в беспилотнике — его начинка. Прежде всего, это базовое программное обеспечение, потому что в отсутствие пилота крайне важны вопросы защищенности каналов управления, наблюдения, обмена информацией между собой и с органами воздушного движения, достоверности получаемой навигационной информации. Если все эти линии не защищены от кибервоздействия, то очень высоки риски вторжения злоумышленников в каналы управления и перенаправления гражданского БВС воздушного судна на какой-нибудь объект.

Однако многое приходится покупать за рубежом. К сожалению, в России не производятся в нужных объемах для беспилотников электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания. Есть мелкосерийные разработки и мы можем производить такую продукцию очень хорошо, но отлаженного производства нет. Мы закупаем и иностранные аккумуляторы.

Бортовую электронику наши компании стараются делать в основном на отечественной элементной базе, хотя и там присутствует большой процент иностранных комплектующих. Необходимы российские компоненты, особенно для автопилотов, с доверенной средой, в которую невозможно вторгнуться и изменить извне. Здесь поле деятельности по импортозамещению очень широкое, но это уровень Минпромторга, а не частных компаний.

Я не сомневаюсь, что Россия может полностью перейти на собственные компоненты, но это вопрос серьезных инвестиций государства. Решается очень медленно. Например, мы уже несколько раз от имени рынка обращались в Минпромторг с запросом на оборудование для взаимодействия с другими участниками воздушного движения. Минтранс России тоже знает эту проблему, да ее все знают, но никто ничего не делает.

— Каков сегодня процент локализации производства?

— Не берусь утверждать наверняка, но экспертно считаю, что мы локализованы процентов на 30, не более.

Отслеживаете ли вы развитие российских стартапов на рынке БАС? Какие условия создаются для создания и коммерциализации инновационных разработок в этой сфере?

— Мы стараемся следить за новыми компаниями и продуктами. Если сравнить с инновационным малым бизнесом США, Китая или Европы, то на их фоне мы смотримся пока небогато. В России есть достаточно много талантливых инженеров, остающихся на самобытном уровне со своими идеями. Это такие драгоценные самородки, которые пока не нашли себя, но надеются создать какой-то бизнес. Куда им пойти со своими проектами? Например, в Фонд Бортника, который организует различные конкурсы для такого уровня стартапов. Увы, зачастую их проекты либо плохо оформлены, либо не представляют для отбирающей стороны какого-то системного интереса, поэтому остаются без внимания. Конечно, этим людям нужно оказывать определенную поддержку.

В Ассоциации мы сконцентрированы на создании условий для развития крупного бизнеса, нацеленного на глобальное лидерство. Он создает конкретную продукцию и услуги, востребованные сегодня. Рынок давно ощутил пользу беспилотной авиации, но требует определенных технических решений. При этом у системных заказчиков и частных инвестиционных фондов достаточно денег, которые они готовы вкладывать в беспилотную авиацию, но при условии определенности правовых горизонтов и высокой степени готовности рыночных продуктов.

Если государство через придуманные механизмы продолжит раздавать гранты за бесформенные идеи и красивые презентации, рынка не будет. Все будут торговать бумагой, не создавая реальных рыночных продуктов. Время раздавать гранты за красивые презентации прошло, надо меняться.

Очень важно развивать законодательство, регулирующее применение беспилотной авиации. Тогда и деньги появятся, и стартапы, и бизнес начнут расти. В апреле 2018 года Правительством России была утверждена дорожная карта по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров по направлению беспилотной авиации (Распоряжение Правительства РФ от 3 апреля 2018 г. № 576-р). Она исполнена сейчас только на 18% от плана, и это, на мой взгляд, главная причина заторможенного развития рынка беспилотной авиации в нашей стране.

— Назовите меры, реализация которых в рамках НТИ поможет изменить ситуацию и совершить рывок в развитии беспилотной авиации.

— Нужные действия лежат не в плоскости одной только авиации. Первое – надо искоренить «грантоедство». Направлять бюджетные средства только на софинансирование востребованных рынком новых продуктов и технологий, находящихся в высокой степени готовности. Фундаментальные исследования и разработки сюда не относятся. Второе — принять системные меры по повышению качества и эффективности законодательства. Сейчас эта работа поглощает сотни миллионов рублей и не дает запланированного результата. Третье — повысить качество и объективность экспертизы проектов, заявляемых для получения поддержки. В профессиональной экспертизе нуждаются все институты развития, включая структуры, обеспечивающие деятельность НТИ.

Еще бы пожелал руководителям Национальной технологической инициативы стать ближе к народу. Авторы и кураторы НТИ отделены от реального сектора буфером помощников, оберегающих руководство от стрессовой информации. Но прорыва без стрессов не бывает, нужен контакт с рынком, чтобы точно знать, куда направить политическую волю. И вот ее рынок очень ждет.

Хотите стать частью перспективного рынка AeroNet? Присоединяйтесь к цифровому сообществу рынка AeroNet НТИ здесь: https://nti2035.ru/nti_new/community

Автор публикации

не в сети 14 часов

Платформа НТИ

Комментарии: 1Публикации: 329Регистрация: 27-07-2020

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
Генерация пароля